- Ответы юриста

А вам все равно? Смольный вводит для зайцев на транспорте волчьи штрафы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «А вам все равно? Смольный вводит для зайцев на транспорте волчьи штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.

Размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте

Величина штрафа в разных регионах может различаться. Например, так будет выглядеть штраф в московских автобусах

Причина

Сумма

Безбилетный проезд в наземном транспорте и метро

1 000

Попытка использовать чужую социальную карту

2 500

Отказ платить за багаж

1 000

Штраф за безбилетный проезд в автобусе в 2022 году

Время чтения 5 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ / A−

Штраф за безбилетный проезд в автобусе или другом наземном транспорте устанавливается региональным законодательством. Например, в Москве это Кодекс города Москвы об административных правонарушениях.

Исключения – железнодорожный транспорт, где действуют свои правила, и междугородние автобусные сообщения, где за безбилетный проезд предусмотрен единый штраф в размере 100 рублей (ч. 3 ст. 11.18 КоАП РФ).

В отношении определения безбилетного проезда у всех российских регионов единый подход. Но нужно учитывать специфику систем оплаты проезда, действующих в разных городах. Классический способ наличных расчетов постепенно исчезает. Ему на смену приходят электронные платежи с помощью банковских, социальных и проездных карт. А для приема оплаты используются валидатора или терминалы.

Как бы то ни было, безбилетный проезд – это неоплаченный проезд. В свою очередь, под неоплатой проезда понимаются случаи, когда пассажир не оплачивал проезд или не может подтвердить факт оплаты проезда, в частности:

  1. Пассажир не купил билет и, проще говоря, решил прокатиться «зайцем».
  2. При входе (посадке) в транспортное средство пассажир не списал на валидаторе/турникете деньги или поездки с проездного билета.
  3. При входе (посадке) в транспортное средство пассажир, имеющий право на льготный/бесплатный проезд, не приложил соответствующую карту к валидатору/турникету.
  4. Пассажир незаконно воспользовался документом, дающим право на льготный или бесплатный проезд.
  5. Пассажир не может предъявить контролеру проездной документ, а пассажир, имеющий льготы, не может также предъявить документ или карту, подтверждающие наличие льготы.
  6. Истек срок действия документа, подтверждающего льготный или бесплатный проезд, или срок действия проездного.
  7. Представленные контролеру проездные документы имеют признаки поделки или повреждены.

Таким образом, мало заплатить за проезд. Обязательно нужно, если потребуется, подтвердить факт оплаты. Льготники должны также иметь при себе документы, подтверждающие право на льготный или бесплатный проезд. И нужно понимать: льготы на проезд не дают аналогичного права на провоз багажа.

Оштрафовать нельзя высадить: какие полномочия есть у контролеров общественного транспорта?

Имели ли право контролеры высаживать детей и какую ответственность понесут виновные?

По словам юриста Артема Баранова, контролеры не имели право высаживать детей. Такое правило следует из Федерального закона от 20 апреля 2022 г. № 98-ФЗ.

«Согласно этому закону, ответственность за принудительную высадку несет водитель. Его могут привлечь к ответственности в виде штрафа в 5 000 рублей. Также могут быть привлечены должностные лица, например, перевозчик, тогда он будет привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 25 000 до 30 000 рублей», – говорит Эксперт.

Контролеры также могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству, им грозит замечание, выговор или увольнение.

Интересно, что высаживать за безбилетный проезд нельзя детей и подростков до 16 лет, которые едут в общественном транспорте без сопровождения взрослых. Однако несовершеннолетний ребенок, находящийся в транспорте, не обязан носить с собой документы, подтверждающие его возраст.

Могут ли контролеры штрафовать и высаживать безбилетников?

Проезд без билета это административное Правонарушение. Такое правило устанавливается в кодексах об административных правонарушениях каждого субъекта Российской Федерации.

Так, контролеры «Мосгортранса» в Москве и кондукторы «Мострансавто» в Подмосковье выписывать штраф не имеют права.

Они могут предложить безбилетнику оплатить проезд согласно тарифу или покинуть транспорт на ближайшей остановке.

А вот контролеры ГКУ города Москвы «Организатор перевозок» выписать штраф могут, однако требовать оплатить его сразу они не имеют права – необходимо составить акт об административном правонарушении и оплатить его в течение 60 дней.

Правила проезда ЦППК, то есть в электричках, жестче – безбилетник обязан оплатить на месте проезд кассиру-контролеру, причем помимо стоимости проезда с него взимается сбор за оформление билета в поезде.

Если «заяц» платить отказывается, он обязан покинуть электричку на ближайшей остановке. Интересно, что и в таком случае он обязан оплатить стоимость проезда до этой станции.

В противном случае на безбилетника составят акт и выпишут штраф в 50-кратном размере тарифа на перевозку на расстояние 10 км в данном классе вагонов.

Читайте также:  До скольки можно делать ремонт в квартире

«В Санкт-Петербурге контролер может только предложить оплатить билет или зафиксировать факт безбилетного проезда. Согласно ст.

2 Закона Санкт-Петербурга «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге и правил пользования Петербургским метрополитеном» безбилетный проезд влечет наложение административного штрафа в размере от 100 рублей. Данный закон устанавливает, что контролер не может оштрафовать пассажира, такие полномочия представлены правоохранительным органам», – заключает Артем Баранов.

Для безбилетников на железнодорожном транспорте наступают тяжелые времена

При отсутствии права на безбилетный проезд каждый пассажир, осуществляющий поездку в транспорте общественного пользования, должен покупать посадочный талон. В противном случае безбилетник будет оштрафован согласно законодательным актам, которые прописаны в КоАП Российской Федерации.

Более подробную информацию о том, какой штраф за безбилетный проезд в электричке, автобусах, а также на морском транспорте, можно посмотреть в статье 11, пункте 18 КоАП России. При этом нужно учитывать, что размер налагаемых взысканий может разниться в различных регионах, поскольку владельцами транспорта являются коммерческие предприятия. При начислении взыскания важными являются несколько пунктов:

  • вид транспортного средства;
  • категория перевозки;
  • класс вагона (при условии путешествия поездом).

Дополнительная информация! В настоящее время в России штрафы за проезд без билета в электричке являются самыми высоким в сравнении с другими видами транспорта.

Оштрафовать пассажира могут при выявлении отсутствия посадочного талона на пригородный поезд. Согласно последним принятым законам, контролер не имеет права накладывать взыскание на граждан, не имеющих проездного талона. При учете всех нюансов последних законов сделать это может только полицейский.

Штраф за безбилетный проезд в электричке

Обратите внимание! В ряде регионов приняты местные законы, дающие право кондукторам штрафовать за безбилетный проезд.

Оплатить штраф в электричке придется в любом случае, но точно определить его размер нельзя в силу факторов, перечисленных выше, также следует учитывать регион страны, где выявлено правонарушение. Он может колебаться от 20 до 500 рублей*. В Москве и Московской области — 1000 рублей* и более. Ко всему прочему гражданин должен будет оплатить штраф за безбилетный проезд в автобусе в 2018 году в Москве. Размер взыскания в северной столице страны аналогичен московским расценкам. В Еврейской АО он составляет всего 20 руб.*, а в Новгородской области безбилетников и вовсе не штрафуют.

При передвижении на общественном транспорте законодательные нормы РФ обязывают каждого гражданина приобретать билет, для получения права на продвижение, за исключением категорий лиц, которым по долгу службы или в результате полученных льгот разрешается бесплатное передвижение.

За несоблюдение утвержденных положений пассажир может быть подвергнут административной ответственности, которая регламентируется КоАП РФ с детальным изложением видов ТС и установленных сумм финансовых взысканий. Статья 11.18 КоАП РФ предполагает различное покарание за переезд без билета в зависимости от типа ТС.

В следующих пунктах статьи 11.18 КоАП отображены суммы штрафов за такие неправомерные действия:

  • п.3. На морских катерах пригородных маршрутов или на катерах внутреннего водного ТС пригородного маршрута налагается взыскание, равное 100 рублей (№ 116-ФЗ 22.06.2007).
  • п.4. На морских пароходах транзитных маршрутов или на пароходах внутреннего водного ТС дальних маршрутов налагается взыскание, равное 100 рублей (№ 116-ФЗ 22.06.2007).
  • п.5. Безбилетное передвижение на самолете предполагает взыскание, равное 200 рублей (№ 116-ФЗ 22.06.2007).
  • п.6. Безбилетное передвижение на автобусном маршруте между городами предполагает взыскание, равное 100 рублей (№ 116-ФЗ 22.06.2007)
  • п.7. Провоз детей без билетов, имеющим право ездить с 50% дисконтом, обеспечит штраф, равный половине суммы финансового взыскания, выписываемого для взрослого гражданина за передвижение «зайцем» на соответствующем ТС.

Транспортировка пассажиров в населенных пунктах организовывается муниципальными структурами и коммерческими компаниями, поэтому наказания за проезд без билетов утверждаются местными структурами власти.

Величина взыскания зависит от тарифных цен перевозчика и обычно устанавливается с учетом стоимости нескольких безбилетных поездок по сообщению. При выписывании штрафа перевозчик обязан учесть класс перевозки, категорию транспорта, где был выявлен провинившийся.

Наиболее жестокие взыскания устанавливаются на пригородных ТС (поезд или электричка). Например, за переезд «зайцем» на дистанцию до 10 км сумма взыскания может составить 50-тикратную цену билета. На дистанции – 100 км – взыскание будет дешевле и будет равняться 5-тикратной цене билета.

Перевозчик вправе организовать проверку билетов у путешествующего гражданина, входящего в общественное ТС, при высаживании из него, на протяжении передвижения, а также при проезде через контрольные пункты. Пассажира без билета заставят выйти из ТС для заполнения акта о неправомерном проступке.

После фиксирования факта нахождения в ТС без билета, «зайцу» вручат бланк с выписанным штрафом.

В таком документе, как правило, отображается следующие реквизиты:

  • Номер постановления.
  • Сумма финансового взыскания.
  • Дата произошедшего события.

Для заполнения протокола и наложения взыскания, проверяющему контролеру понадобится паспорт нарушителя или прочий документ, идентифицирующий его личность.

Примечание. Игнорировать требование контролера в отношении отказа показывать паспорт для заполнения протокола о правонарушении не желательно, так как при подобных обстоятельствах будет приглашена полиция, что серьезно усилит ответственность пассажира, создавая также психологический дискомфорт в образовавшейся ситуации.

На днях в редакцию Metro обратился петербуржец, который испытал «настоящее унижение» во время поездки в электричке из-за того, что купил электронный билет своему сыну. Поездка получилась спонтанной, с собой у мужчины не было документа ребенка, поэтому, оплачивая билет в мобильном приложении, он ввел в графе «номер свидетельства о рождении» одни нули. Система приняла их и оплата прошла успешно.

Какой штраф за безбилетный проезд в автобусе и электричках в Москве и регионах

Штрафы за безбилетный проезд выписывают не только в общественном транспорте. Своя система штрафов установлена в метро, автобусах, троллейбусах и так далее. Например, в Москве сумма взыскания равна 1000 рублей. В данном случае наложение штрафа будет происходить не за проезд в метро, а за проход через турникеты без внесения оплаты. Оплата штрафа осуществляется в банке, где потребуется предоставить квитанцию, выписанную контролером.

Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

В 2019 году произошло сильное повышение штрафа за проезд без билета в электричке. Такое нарушение довольно редко встречается в крупных городах, но вот в небольших населенных пунктах вопрос остается актуальным. Повышение тарифа за одну зону проезда произошло в пятидесятикратном размере. До этого сумма штрафа не превышала 100 рублей.

Льготы на проезд в общественном транспорте

Некоторые категории людей могут не платить за проезд в общественном транспорте в соответствии с федеральными или региональными льготами

Категория людей Льгота
Герой Социалистического Труда и полные Кавалеры ордена трудовой славы Бесплатный проезд
Герои Советского союза, РФ, кавалеры ордена Славы Бесплатный проезд
Ветераны труда, труженики тыла Бесплатный проезд
Реабилитированные лица Проездной талон
Инвалиды Проездной талон
Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей Проездной талон

На данный момент не во всех районах России приходится платить штрафы. В 22 субъектах не штрафуют (Липецкая, Магаданская, Новгородская, Пензенская, Томская, Хабаровский край, Воронежская, Сахалинская).

Льготы на проезд: кому положены преференции в 2022 году и как их оформить

Чтобы получить льготу, сначала нужно ее оформить, потому что без подтверждающего документа ей воспользоваться нельзя. Список бумаг для оформления преференции на бесплатный проезд может меняться в зависимости от категории, к которой принадлежит человек. Обычно для этого требуются:

  • —паспорт заявителя;
  • —документ, который подтверждает право на льготу.

Бесплатный проезд к месту дополнительного отпуска имеют солдаты срочной службы и военные курсанты. Контрактники, служащие на Крайнем Севере, а также в Уральском, Дальневосточном и Сибирском округах безвозмездно едут на место основного отпуска и возвращаются оттуда.

  • Членами Совета Федерации;
  • Депутатами Государственной Думы;
  • Лица, проживавшие в Ленинграде во время Блокады;
  • Ветераны труда;
  • Тыловики, которые не менее полугода работали в военных условиях;
  • Граждане, подвергшиеся радиации во время аварии в Чернобыле;
  • Железнодорожные служащие;
  • Граждане, работающие в транспортных прокуратурах;
  • Вневедомственные охранники на железнодорожном транспорте;
  • Пострадавшие во время политических депрессий.

Оштрафованным пассажиром может стать каждый

В большинстве случаев неоплаченный проезд – это отчасти вина самого пассажира. За валидатором, т.е. за устройством, которое списывает с транспортной или социальной карточки поездки, нужно следить очень бдительно. Это техническое приспособление довольно капризное и не всегда сразу входит в контакт с электронным билетом.

Поэтому иногда между действиями «приложил билет» и «оплатил проезд» лежит пропасть в виде штрафа за безбилетный проезд.

В соответствии с п. 7.2 Правил пользования наземным городским транспортом, безбилетным считается пассажир, у которого в билете или на транспортной карте отсутствует отметка о погашении (оплате проезда), или нет с собой документа, подтверждающего право на льготный проезд. О тех людях, которые пользуются поддельными проездными документами, либо картами с истекшим сроком годности, мы даже говорить не будем.

Кстати, пассажир, который отказался предъявить билет контролеру, также считается «зайцем».

Законодательство не определяет точного времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд после входа в автобус или троллейбус. Однако повернуть в суде этот пробел в законодательстве в свою пользу будет трудновато.

На данный момент получается, что если пассажир, войдя в транспорт, немного замешкался, например, отвечая на телефонный звонок или в поиске валидатора для оплаты, а в это время двери закрылись и транспорт тронулся, то с него сразу же требуют штраф за безбилетный проезд. Поэтому излюбленный вариант пассажиров – сначала занять свободное место, а потом оплатить проезд, – может вылиться в затраченное время и нервы на конфликт с контролером.

Проблему урегулирования количества времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд, в ряде российских регионов и городов решают непосредственно перевозчики, определив временную норму для оплаты в одну остановку.

Такие нормы существуют, например, в Московской области (Подольск, Видное и т.д.), Смоленской и Тюменской областях. Перевозчики прямо об этом сообщают на своих сайтах в разделе Правилах пользования наземным транспортом. Московские транспортники не столько заботливы о пассажирах и требуют незамедлительной оплаты проезда.

Определение размера штрафа за проезд без билета в России устанавливается на основании региональных кодексов об административных правонарушениях. Так, в соответствии со статьей 10.1 КоАП г. Москвы, неоплаченная поездка в трамвае, автобусе и троллейбусе обойдется в 1000 рублей штрафа. А неправомерное использование льготной персонифицированной карты – в 2500 рублей.

Аналогичную сумму штрафа придется заплатить и честным пассажирам, которые оплатили проезд, но водитель не выдал им билет. Что делать в такой ситуации? Конечно, требовать билет с водителя. Или впоследствии после прихода контролеров получать моральное удовлетворение, что штраф придется платить еще и водителю. Так, в ст. 10.2 КоАП г. Москвы предусмотрен штраф за невыдачу билета в размере от 300 до 1000 рублей. В Московской области сумма санкций выше: по ст. 8.1 КоАП МО предусматривается штраф в размере 2000 рублей.

В чем же отличие представителей контроля проезда этих организаций?

Все эти контролеры имеют право проверять у пассажира проездные документы, а вот применять всю полноту санкций к «зайцу» могут только сотрудники «Организатора перевозок». Все эти полномочия описаны в «Должностной инструкции контролера пассажирского транспорта», с ней можно ознакомиться на сайтах этих организаций.

Итак, рассмотрим, что входит в состав полномочий контролеров «Мосгортранса». Они могут следить за оплатой проезда и проверять билеты и льготные удостоверения. В идеале, когда они встречают безбилетника, то должны обязать его купить билет или попросить выйти из транспорта. Но в реальности они стараются либо вызвать наряд полиции для составления постановления об административном правонарушении, либо сопроводить «зайца» в отделение полиции. Как вы уже поняли, самостоятельными функциями по выписыванию ни протокола, ни постановления об административном нарушении они не обладают.

Читайте также:  Новые выплаты многодетным семьям в 2023 году от 200 тыс. до 1 млн. рублей

Кроме того, в случае, если контролер «Мосгортранса» обнаружил поддельный билет или чужую социальную карту, то он вправе это забрать только после выписки акта, один экземпляр которого должен быть передан на руки нарушителю.

Более широкие полномочия предоставлены контролерам «Организатора перевозок». Они могут на месте составлять протоколы и постановления по взысканию штрафов за безбилетный проезд.

И более того, в их инструкциях не прописано, что они обязаны составлять акт при изъятии социальных карт, не принадлежащих пассажирам, которые их предъявили, и транспортных карт с недостаточным балансом для оплаты проезда.

Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев

Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.

Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.

Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.

Безбилетники в регионах

Как ни странно звучит, в некоторых областях вообще не предусмотрен штраф за отсутствие билета на общественном транспорте. Кондукторы выявляют нарушителей и просто высаживают на ближайшей остановке, а если конфликт выходит «за рамки», то вызывается наряд полиции. К примеру, такая практика сформирована в Пензенской, Томской, Липецкой, Новгородской областях (всего в 22 субъектах).

В некоторых регионах ранее ответственность была предусмотрена местными законами, но после оспаривания прокуратурой нормы о «заячьем» наказании были отменены. В этой связи, в целях создания единой практики, в 2016 году Минтранс выдвинул предложение сделать штраф одинаковым для всех регионов (в размере двадцатикратной стоимости поездки), но соответствующие изменений в закон так и не были внесены, штраф и по сей день везде разный.

Конечно, процедура привлечения к ответственности безбилетника не всегда отрегулирована местными законами. К примеру, протокол невозможно составить без личных данных нарушителя, но контролеры не наделены полномочиями требовать, вопреки воле пассажира, предъявить паспорт, а у гражданина нет обязанности носить везде и всюду с собой документы, удостоверяющие личность.

Кроме того, «маршрутки», которых на улицах всех городов довольно много, вообще не предусматривают возможности нахождения контролеров в салоне. Водители таких частных «газелей» редко выдают билеты, просто собирая деньги с людей. Тем самым формально они сами нарушают процедуру предоставления клиенту документа об оплате и, соответственно, не имеют правомочий заявить об отсутствии билета у пассажира. Но даже если представить, что водители маршрутных такси, как полагается, выдают билет, то они как коммерческие перевозчики все равно не вправе самостоятельно штрафовать «зайцев».

Нет билета? Получите квитанцию!

Санкции за поездки без билетов заметно подросли не только в городском транспорте, но и в пригородных электропоездах. Причем там сумма повышения еще более значительна – нарушитель придется заплатить 50-кратную стоимость билета. В поездах дальнего следования штраф будет достигать 2,5 тысячи рублей, что можно назвать весьма ощутимым ударом по семейному бюджету.

Процедура наложения штрафных санкций как в автобусе, так и в электричке выглядит совершенно одинаково. Если вы попались контролеру без билета, он должен выписать квитанцию, в которой указывается следующая информация:

  • фамилия нарушителя;
  • дата совершения правонарушения;
  • сумма, которую следует уплатить на протяжении установленного законом срока.

Чтобы узнать персональные данные безбилетника, контролер имеет полное право потребовать у него паспорт или другое удостоверение личности. Некоторые злостные правонарушители ссылаются на отсутствие у них какого-либо документа, наивно надеясь на то, что таким образом удастся избежать штрафных санкций. Но это мнение ошибочно, так как контролер в подобной ситуации может просто передать пойманного «зайца» полиции, у которой имеется довольно внушительный список методов идентификации личности.

Если речь идет о пригородном электропоезде или другом железнодорожном транспорте, необходимо упомянуть о нескольких нюансах, которые появились в законодательстве в ноябре 2015 года. Теперь контролер не должен сразу же выписывать квитанцию за безбилетный проезд. Сперва он обязан предложить пассажиру купить билет на общих основаниях. Если же тот отказывается, выписывается упомянутая выше квитанция. Кроме того, «зайца» высаживают на ближайшей станции.

С какого возраста наступает ответственность

Дети также обязаны оплачивать проезд по достижении определенного возраста. Например, проезд в автобусе необходимо оплатить после того, как ребенку исполнится 7 лет. При этом административная ответственность по российскому законодательству наступает после достижения ребенком возраста 16 лет.

Штраф за безбилетный проезд выписывается в адрес родителя, именно он и несет административную ответственность. На основании

ч. 4 ст. 11.18 КоАП

провоз детей без билета влечет за собой наложение штрафа в размере 50% штрафа для взрослых пассажиров на транспорте соответствующего типа.

Это значит, что родители обязаны будут оплатить штрафы за своих детей в возрасте до 16 лет. Штраф за проезд ребенка без билета составит 50-100 р.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *